Ремонт металлической кровли: устройство и монтаж, толщина кровельной стали

Содержание

Как грамотно выполнить ремонт металлической кровли: что для этого нужно

Эксплуатация металлической кровли, несмотря на ее долговечность, не обходится без текущего ремонта, заключающегося в ее замене на участках, площадь которых составляет не более 10% всей крыши. Текущий ремонт металлической кровли включает установку заплат, устранение трещин, окрашивание крыши и замену ее поврежденных участков.

Содержание

Видео-инструкция по ремонту металлической кровли гидроизоляционной мастикой ↑

Что представляет собой металлическая кровля: разновидности покрытий ↑

К металлическим кровлям относят покрытия из:

Защита от коррозии и ржавчины металлических листов осуществляется путем покрытия их краской, окислами самих металлов или специальными полимерными составами.

Подготовка металлической поверхности к ремонтным работам ↑

Перед ремонтом крышу надо подготовить. Сначала ее нужно очистить от пыли, ржавчины и другой грязи, используя для этого сначала жесткую, потом мягкую метлу и щетку. Для очистки ржавых мест понадобятся металлические щетки. После ликвидации ржавчины пыль от нее тут же сметают, а место окрашивают. Затем делают визуальный осмотр крыши для выявления трещин и пробоин, образующихся при чистке снега и наледи лопатами.

В осмотре должны участвовать не менее двух человек. Один проводит его на чердаке, вооружившись длинной палкой, другой на крыше, прихватив с собой кусок мела. При обнаружении отверстия с чердака, человек стучит палкой по крыше, а его напарник сверху отмечает это место мелом. После выявления всех дефектов можно приступать к их незамедлительной ликвидации.

Это важно ! Осмотр крыши желательно производить в ясный солнечный день при хорошей видимости, в этом случае от вашего взора не укроется даже самая маленькая трещина или пробоина.

Частичный ремонт или полная замена кровельных материалов ↑

Для ремонта металлической крыши используют заплаты, которые бывают двух видов: по ширине картины при дефектах на плоскости листа и промежуточные, которые применяются для устранения повреждений в гребнях или вблизи них. Для заплаты берут лист с необходимыми припусками на величину изношенных мест. Припуски необходимы для соединений. Место с дефектом раскрывают и укладывают на него заплату, соединяя со старым покрытием. На пологих скатах для соединения заплат с листами применяется пропайка швов.

Перед установкой заплаты олифят, а после соединения наносят атмосферостойкие окрасочные составы, закрашивая одновременно и места соединения во избежание коррозии. Заплаты для небольших отверстий размером от 30 до 200 мм делают из брезента, мешковины или плотной ткани. На маленькие отверстия до 30 мм заплаты не ставят, их покрывают горячим битумом, суриковой замазкой или специальной мастикой. Кровельный лист вокруг отверстия на 30–40 мм зачищается и промазывается с двух сторон – с чердака и с крыши.

Для заплат из ткани и мешковины требуется пропитка жидкой масляной краской на натуральной олифе из тертого свинцового или железного сурика. Заплаты опускаются в краску абсолютно сухими и выдерживаются в течение 10–15 мин. Затем их отжимают и кладут на отверстие, тщательно разглаживая и прижимая рукой или жесткой кистью. Особенно тщательно нужно заглаживать края. Спустя 5–7 суток, когда заплаты полностью высохнут, можно приступать к окрашиванию. Делают это в сухую погоду. Прежде чем красить, собравшуюся за это время пыль необходимо удалить щеткой.

Желоба, лотки, водосточные трубы, карнизные свесы ремонтируются чаще, так как именно эти элементы кровли наиболее уязвимы при чистке снега и льда.

Если дефекты составляют 50% площади, то замена металлических листов производится на всей поверхности. Полная замена металлической кровли производится так же, как и укладка новой. Снятые листы можно использовать вторично на южном скате. Их зачищают, обрезают, покрывают олифой и краской. Для наиболее ответственных мест они не годятся. Для ендов, карнизных свесов и прочих уязвимых элементов используются только новые стальные листы. Все фальцы до обжатия покрываются замазкой на железном сурике.

Ремонт металлической кровли рулонными материалами ↑

Чтобы снизить затраты на ремонт металлической крыши с большим износом, можно использовать рулонные материалы. Ремонтные работы проводятся в следующей последовательности:

  • устраняются изъяны в обрешетке;
  • ремонтируются водосточные устройства, желоба и спуски;
  • гвоздями закрепляются вспученные и оторванные участки;
  • с помощью металлических щеток очищается поверхность;
  • далее рулонные материалы укладываются вдоль и поперек стоячих фальцев;
  • с обеих сторон прибиваются рейки, имеющие треугольное сечение и равную с фальцем высоту;
  • поверхность покрывается горячим битумом, на него наклеивается рубероид.

Работа ведется от карниза к коньку с нахлестом каждого последующего ряда в 8 см. При укладке поперечных полос стоячие фальцы можно отогнуть к плоскости крыши.

Ремонт с применением «Поликров» – полимерной рулонно-наливной композиции ↑

В ходе капитального ремонта крыши используют также полимерную композицию без удаления устаревшего покрытия. «Поликров» представляет собой соединение в одной композиции полимерных и наливных материалов. Состоит из:

  • армированной стеклоткани, рулонной основы «Поликров–АР»;
  • мастики «Поликрова–М», приклеивающей материал к основанию;
  • наливного покрытия «Поликрова–Л», которое наносится в несколько слоев.

Рулонная основа легко укладывается и быстро приклеивается, а наливные слои образуют бесшовную пленку. Полимерная композиция «Поликров» выпускается в широкой цветовой гамме. Серебристый цвет, по мнению многих, самый лучший, так как благодаря его отражающей способности создается ощущение чистоты и новизны крыши на протяжении длительного времени после ремонта.

Важно знать ! При эксплуатации здания с таким покрытием негативному воздействию поддается лишь верхний слой, рулонное основание не стареет, поэтому при последующем ремонте обновляют только наливной слой.

Преимущества применения «Поликрова»:

  • не требуется удаления старого покрытия;
  • параметры кровли из полимерной композиции превосходят параметры старой, металлической;
  • незначительное увеличение веса кровли;
  • не остается отходов, так как обрезки используются для изоляции примыканий и стыков.

Технология применения рулонно-полимерной композиции «Поликров»:

  • фальцы старого металлического покрытия плотно пригибаются к скату;
  • с поверхности убирается весь мусор;
  • наносится мастика для наклеивания полос стеклоткани или мешковины шириной 15–20 см;
  • производится укладка изоляционного покрытия и «Поликров»;
  • полоса «Поликров–АР–130» или «Поликров–АР–150» наклеивается на конек крыши;
  • поверхность кровли покрывается лаком «Поликров–Л–1».

При длине ската, не превышающей длины рулона, которая составляет 20–22 м, покрытие выполняется сплошным полотном от конька к карнизному свесу. На больших площадях рулонный материал необходимо приклеивать снизу вверх.

  • выдерживает температуру от -60 до +140 °C;
  • выпускается в рулонах 20 м 2 , ширина 90 см, толщина материала 2 мм;
  • мастику продается в бочках или в бидонах по 200 и 20 литров соответственно;
  • срок службы до 25 лет.

Это важно знать ! Самые уязвимые места крыши с покрытием из металла находятся в местах соединения, а также между брусками обрешетки с чердачной стороны при нарушении температурно-влажностного режима. Так как гвозди, проволока, болты и другие крепежные детали изготавливаются из неоцинкованной стали, в соединениях с оцинкованной сталью образуется электропара, разрушающая оцинкованную сталь. В этом случае поможет одно- или двухслойная прокладка рубероида.

Окрашивание металлической крыши: технологические требования ↑

Красочная пленка разрушается от воздействия воды, сероводорода, воздуха, углекислоты, песка, пыли и дыма. Для того чтобы их воздействие было минимальным, при окрашивании необходимо соблюдать предъявляемые к окрашиванию технологические требования. Окрашивание должно быть ровным и гладким, чтобы на нем не задерживались пыль и песок. Неравномерный по толщине красочный слой способствует образованию трещин, в которых будет накапливаться вода и разрушать кровлю. Прочное окрашивание достигается нанесением 2-3 слоев на заранее подготовленное основание.

Металлическая крыша сама по себе является надежной и долговечной. От того, как качественно и технологично выполнен ремонт, зависит ее функциональность и срок службы. Поэтому очень важно, чтобы работы по ремонту металлической кровли выполнялись профессионалами.

Ремонт металлической кровли: устройство и монтаж, толщина кровельной стали

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО ФАЛЬЦЕВОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ КРОВЛИ

1. Область применения

1. Область применения

Технологическая карта разработана на устройство кровельного покрытия из листовой или рулонной оцинкованной стали как с полимерным покрытием, так и без него, для общественных и жилых зданий, имеющих уклон ската кровли от 7 до 30°. Кровельные покрытия могут изготавливаться и из цветных металлов. В данной технологической карте рассматривается технология устройства металлической кровли, в которой соединение отдельных элементов покрытия выполняется с помощью фальцев.

Целью формирования технологического процесса для данной технологической карты является:

– обеспечение безопасного перемещения рабочих на кровле и безопасного выполнения производственных процессов;

– рациональное использование простейших механизмов и приспособлений для выполнения кровельных работ;

– достижение высокого уровня производительности труда;

– снижение себестоимости выполняемых работ.

2. Общие положения

Фальцевая кровля представляет собой одну из множества кровельных систем, надежно защищающую помещения от атмосферных воздействий. Она является наиболее герметичной системой и практически исключает вероятность образования сквозной коррозии.

Подъем на кровлю, перемещение и спуск на землю различных инструментов, материалов и приспособлений является необходимым видом работ при осуществлении производственных операций, который создает дополнительную трудоемкость кровельных работ. Эти работы относятся к категории работ с повышенной опасностью производственных факторов, и в определенных условиях выполняются с оформлением наряд-допуска.

Подъем, спуск и удержание в приподнятом положении на кровле различных грузов (картин, механизмов, приспособлений и др.) для осуществления кровельных работ, применение лебедок и талей в качестве ручных кранов должны выполняться с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и ПБ-10-382-00.

Основу фальцевой кровли составляет особый способ соединения двух соседних листов металла с помощью фальцевого соединения. Фальц бывает двойной и одинарный. Правильно выполненный фальц исключает любые протечки. Отдельные элементы фальцевой кровли обычно называют картинами. Кромки картины заранее подготавливаются к фальцевому соединению. Фальц – вид шва, образующегося при соединении листов (картин) металлической кровли (рис.1, 2, 3).

Рис.1. Одиночный и двойной фальц

Рис.2. Фальцевая кровля

Рис.3. Соединение картин лежачим и стоячим фальцем

До начала устройства металлической кровли должны быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 12-01-2004 “Организация строительства”. Все монтажные и сопутствующие работы должны быть закончены, оформлены актами на скрытые работы в соответствии со СНиП 3.03.01-87 “Несущие и ограждающие конструкции”. Подготовительные работы включают:

– проверку соблюдения проектных уклонов скатов кровли;

– проверку правильности устройства обрешетки;

– сортировку и проверку качества поставляемых металлических листов.

Основными материалами для кровель из листовой стали являются тонколистовая сталь кровельная неоцинкованная (черная) или оцинкованная. Кровельная сталь выпускается в виде листов размером 1420х710 мм, 2000х1000 мм, толщиной 0,4-0,8 мм, массой (в зависимости от толщины) от 3 до 6 кг. Неоцинкованная (черная) листовая сталь используется ограниченно в строительстве и при капитальном ремонте зданий. Кровли из нее требуют частых покрасок с применением олифы. Наиболее эффективно применение кровельной оцинкованной стали. Она меньше подвергается коррозии, срок службы ее значительно больше. Поверхность оцинкованной стали должна быть ровной, без пленок, пузырей, затеков, с плотной и равномерной оцинковкой.

В большинстве случаев крыши состоят из двух основных частей – несущей в виде стропильной системы и ограждающей в виде кровельного покрытия. При деревянной несущей конструкции под кровельное покрытие из листов стали обычно устраивают обрешетку из досок сечением 200х50 мм и брусков с сечением 50х50 мм. Обрешетку опирают на стропильные конструкции при расстоянии между стропилами 1,2-2 м. Бруски и доски располагают на расстоянии 200 мм друг от друга. При таком расположении в обрешетке нога человека, идущего по скату крыши, будет всегда опираться на два бруска, что предотвратит прогиб кровельного покрытия.

Обрешетка под кровлю из листовой стали должна быть ровной, прочной, жесткой, без выступов и углублений. Между контрольной рейкой длиной 1 м и обрешеткой допускается просвет размером не более 5 мм. Для устройства карнизного свеса и настенных желобов укладывают сплошной дощатый настил из обрезных досок шириной в 3-4 доски (700 мм). Лицевая доска карнизного свеса должна быть прямая и свешиваться с карниза на одинаковую величину по всей своей длине. Сплошной настил из обрезных досок устраивают также под разжелобками (на ширину до 500 мм в каждую сторону).

Вдоль конька кровли укладывают две сходящиеся кромками доски, которые служат для поддержания конькового стыка. От правильного устройства обрешетки зависит долговечность кровли, так как даже незначительный прогиб листов на ней ослабляет плотность стыков (фальцев), что приводит к протечкам и разрушению покрытия.

Соединения фальцевой кровли может осуществляться различными способами. Существует еще одна разновидность фальцев – самозащелкивающиеся. Их соединяют друг с другом, не применяя инструмент. Наиболее герметичным и влагонепроницаемым является двойной стоячий фальц – это продольное соединение, выступающее над плоскостью кровли между двумя прилегающими кровельными картинами, кромки которых имеют двойной загиб.

Для устройства фальцевой кровли может применяться рулонная технология. Рулонная технология – это процесс изготовления металлических кровельных картин на всю длину ската с подготовленными под соединение в двойной фальц краями на специальной заготовительной машине. Картины укладываются на скат, закрепляются кляммерами и соединяются друг с другом в двойной стоячий фальц с помощью закаточной машины. Герметичность двойного фальца там, где необходимо, обеспечивается использованием уплотнителя, находящегося внутри фальца.

3. Организация и технология выполнения работ

Кровельные монтажные работы включают следующие операции:

– покрытие карнизных свесов;

– укладку настенных желобов;

– устройство рядового покрытия (покрытие скатов крыши);

– покрытие разжелобков.

Схема организации работ при устройстве металлической кровли представлена на рис.4, 5.

Рис.4. Фасад и план крыши

– рабочие места кровельщиков

1 – кран автомобильный КС-35714К; 2 – карнизный настил из досок; 3 – обрешетка; 4 – инвентарная площадка; 5 – металлическая подставка; 6 – картина рядового покрытия; 7 – картина настенного желоба; 8 – граница опасной зоны вблизи строящегося здания

Рис.5. Схема организации работ при устройстве металлической крыши

Заготовленные заранее кровельные картины поднимают на крышу при помощи автомобильного крана КС-35714К в специальных контейнерах. Для приема их на крыше устанавливается инвентарная сборно-разборная площадка и легкая подставка для складирования листов.

Покрытие карниза начинается с установки вдоль свеса костылей, предназначенных для поддержания картин. Костыли прибивают к обрешетке через 700 мм друг от друга с выносом (свесом) от края обрешетки на 130-170 мм.

Все костыли должны быть уложены с одинаковым свесом, поэтому сначала прибивают два крайних костыля, причем один из гвоздей на каждом костыле забивают не полностью. Между этими гвоздями натягивают шнур, по которому определяют положения всех промежуточных костылей.

Покрытие крыши листовой сталью производится из заранее заготовленых листов, называемых картинами. Картины могут быть одинарными и двойными (из двух листов), соединенными по коротким сторонам. Последний способ более производителен, так как уменьшает затраты труда на соединение листов на крыше и позволяет применять укрупненные элементы кровельного покрытия. Заготовка картин заключается в отгибе кромок листа с четырех сторон для последующего соединения их на крыше фальцами. Она может производиться вручную или механизированным способом на фальцегибочных станках.

Кровельные листы обычно соединяют между собой по короткой стороне листа лежачими фальцами, а по длинной – стоячими (гребневыми). При покрытии скатов кровли гребневые фальцы располагаются по скату, а лежачие – поперек (параллельно коньку кровли), что не препятствует стоку воды со скатов. Фальцевые соединения могут быть одинарными и двойными. Соединение листов для покрытия скатов кровли целесообразно производить при малых уклонах крыш (около 16°) и в местах наибольшего скопления воды (желоба, разжелобки) двойными фальцами.

Покрытие скатов кровли одна из наиболее трудоемких операций при устройстве кровель из листовой стали. В комплекс выполняемых на крыше работ по устройству рядового покрытия скатов наибольшие трудовые затраты приходятся на соединение картин гребневыми фальцами, так как протяженность последних в два раза больше протяженности лежачих фальцев, из которых половина выполняется в мастерской при заготовке картин. Обычно соединение кровельных картин гребневым фальцем производится кровельщиками с помощью молотков или же молотком с помощью бруса-отворотки. В последнее время предложены и применяются электрогребнегибочная и приспособления-гребнегибы, позволяющие выполнять работы без применения кровельных молотков.

Заготовленные ранее и поданные на крышу карнизные картины укладывают поверх костылей по свесу крыши таким образом, чтобы край их, имеющий отворотную ленту, плотно огибал выступающую часть костыля. Незагнутую кромку листов по противоположной стороне прибивают к обрешетке гвоздями с расстоянием между ними 400-500 мм. Шляпки гвоздей в дальнейшем закрывают настенным желобом. Картины карнизного свеса соединяют между собой лежачими фальцами.

По окончании покрытия карнизных свесов производят укладку настенных желобов. Обычно желоба располагают между водоприемными воронками с уклоном от 1:20 до 1:10. Работы начинают с установки крючьев, которые размещают по линии, намеченной для укладки желобов и отбитой намеленным шнуром. Крючья ставятся поверх карнизных картин на расстоянии 650 мм один от другого. Крючья следует располагать перпендикулярно к линии настенных желобов и прибивать двумя или тремя гвоздями к обрешетке.

По окончании работ по укладке настенных желобов производят покрытие скатов кровли. Картины рядового покрытия щипцовых крыш (двухскатная) обычно укладывают, начиная от щипцовой стенки (фронтона), а вальмовых (четырехскатных) – от края их коньков. Картины раскладывают полосами по скату кровли в направлении от конька к желобу. Картины в каждой полосе соединяют друг с другом лежачими фальцами. Таким способом укладывают несколько полос, которые временно прикрепляют у конька к обрешетке гвоздями (за край отогнутой кромки гребня). Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40-50 мм. Крепление свеса выполняют концевыми кляммерами, устанавливаемыми через 200-400 мм, которые вместе с продольным отгибом рядовой полосы загибают в виде двойного стоячего фальца. Фронтонные свесы монументальных зданий, а также строений, сооружаемых в районах со шквальными ветрами, следует крепить так же, как и карнизные свесы, т.е. на костылях с устройством отворотных лент с капельниками.

Вдоль собранной из картин полосы к боковой стороне обрешетки прибивают кляммеры на расстоянии 600 мм друг от друга. Затем собирают вторую полосу и укладывают ее таким образом, чтобы отогнутая большая кромка первой полосы примыкала к малой отогнутой кромке листов второй полосы. При этом соседние полосы сдвигают относительно друг друга на 40-50 мм, чтобы лежачие фальцы соседних картин были расположены вразбежку.

Укладку рядовых полос на скате проводят с выпуском 50-60 мм выше конька крыши для образования конькового гребня. Во избежание встречи на коньке двух гребневых фальцев противоположных скатов кровли их располагают вразбежку на взаимном расстоянии не менее 50 мм. Соседние полосы картин сначала соединяют гребневым фальцем лишь у кляммер, при этом их плотно подтягивают к обрешетке, а затем на всем протяжении гребневого фальца.

Вслед за покрытием скатов кровли производят покрытие разжелобков от конька к свесу. Собранную в мастерской и поданную на крышу в свернутом виде полосу разжелобка развертывают и укладывают на место так, чтобы продольные кромки ее подходили под края рядового покрытия скатов, которые обрезают ручными ножницами по границам разжелобка. Затем края разжелобка соединяют с краями рядового покрытия лежачим фальцем, отогнутым в сторону разжелобка, с окончательным уплотнением фальцев киянкой.

Схема устройства карнизных свесов

1 – стропильная нога; 2 – обрешетка; 3 – карнизный настил из досок; 4 – картина карнизного свеса; 5 – костыль

Рис.6. Брус-отворотка для устройства фальцев и схема устройства карнизных свесов

После соединения с рядовым покрытием верхний конец разжелобка, примыкающий к коньку, обрезают по форме конька, а нижний, примыкающий к настенному желобу – параллельно направлению желоба с оставлением кромки для фальца. Затем разжелобок соединяют с коньком гребневым фальцем и с настенным желобом – лежачим фальцем, отогнутым в сторону желоба (по направлению стока воды). Фальцы, которыми соединены листы разжелобка между собой и с рядовым покрытием кровли, должны быть промазаны суриковой замазкой.

В целях лучшего отвода воды из-за трубы с верхней стороны трубы делают треугольную разделку (раскрышку) в виде двухскатной кровли из досок или брусков, прибиваемых к обрешетке и покрываемых листовой сталью. Вода, текущая со ската кровли, рассекается разделкой и стекает по скатам. Образованный отгибами кромок картин воротник должен плотно обхватывать ствол трубы и соединяться в углах на фальц.

Более эффективной является Рулонная технология. Технология называется так, потому что кровельные картины изготавливаются непосредственно на строительных площадках из металла, доставленного в рулонах, и могут иметь практически любую длину. Именно это позволяет избежать поперечных (лежачих) фальцев и, соответственно, основных мест протечек. Соединение кровельных картин осуществляется, как правило, в двойной стоячий фальц. Для обеспечения полной непроницаемости соединений, как уже говорилось выше, фальц может быть уплотнен силиконовым герметиком. Для применения рулонной технологии необходимо современное оборудование, включающее станки для раскроя металла, специальные гибочные и закаточные машины и др. Рулонная технология является наиболее прогрессивной и дает возможность устраивать современные фальцевые кровли как из простой оцинкованной рулонной стали, так и из оцинкованной с полимерными покрытиями.

СХЕМА УСТРОЙСТВА КРОВЛИ ИЗ ЛИСТОВОЙ СТАЛИ

Ремонт металлической кровли: советы и рекомендации по выполнению ремонта своими руками

Металлическая крыша славится своей долговечностью, но даже в ее случае без ремонтных работ не обойтись. Такие негативные факторы, как атмосферные осадки, резкие колебания температуры или небрежность при уборке снега лопатами не лучшим образом влияют на целостность кровли из металла. Таким образом, ремонт кровель металлических или иных неминуем.

Когда и какой ремонт металлической кровли необходим ↑

Ухудшение эксплуатационных характеристик крыши, скажем, появление протечек может быть связано с:

    нарушениями, которые были допущены при монтаже металлической кровли или кровельного пирога; экстремальными погодными условиями, к примеру, ураганным ветром; аварийными механическими повреждениями, скажем, падением дерева на крышу; износом кровельного покрытия.

Для металлических кровель более характерны следующие повреждения:

    деформация покрытия вследствие механических воздействий;
    трещины и другие повреждения на кровле, которые чаще всего появляются из-за нарушения технологии устройства стальной кровли, аварийное механического повреждения или осадки дома. отслаивание защитного полимерного покрытия. Хотя подобный дефект не сразу приводит к протечкам, однако разрушенный защитный слой покрывается пятнами ржавчины, разъедающими металл; протечки в кровельных узлах, к примеру, примыкание к вертикальной поверхности и других стыках покрытий. Причиной такого дефекта может стать ошибка, допущенная при устройстве металлической кровли, или старение покрытия.

Ремонт крыши кровли из металла предваряет оценка ее состояния. Для начала крышу осматривают изнутри, чтобы оценить состояние стропил, обрешетки и настила чердака. Затем приступают к осмотру внешнего покрытия, в частности, мест примыкания листов из металла и других кровельных узлов. Осмотр позволяет определиться, какой ремонт металлической кровли предстоит:

    аварийный. Предполагает локальный ремонт следующих участков:
  • самых поврежденных;
  • где имеются или возможны в перспективе протечки.

Ремонт металлических крыш, как правило, делают зимой или осенью, когда другие варианты восстановительных работ не представляется возможным;

    текущий. Подразумевает плановое восстановление поврежденной части металлического покрытия, если ее площадь не превышает 40% всей кровли; капитальный. Проводят демонтаж стальной кровли на больших участках и заменяют старый материал на новый. Возможна замена всего покрытия кровли, а также стропильной системы.

Мелкий ремонт металлической кровли своими руками ↑

Если инспекция крыши обнаружила дефекты в разжелобке или настенном желобке, восстановительные работы начинают именно с этих мест. Следующий по порядку участок – карнизные свесы. Далее, постепенно перемещаясь от нижних поверхностей скатов восстанавливают по порядку остальные части кровли.

На заключительном этапе восстанавливают вентиляционные и дымоходные трубы, всевозможные места примыканий и свесы фронтонов. Рассмотрим, как можно устранить некоторые мелкие дефекты:

    Элементы водостока имеют намного меньший наклон, нежели кровельное покрытие из металла. Таким образом эти детали особо подвержены коррозии. Вот почему иногда лучшим решением будет их полная замена. Замена лотков и разжелобков сопровождается устройством надставки к кровельному рядовому покрытию, поскольку соединять новые либо обрезанные желоба или разжелобки с рядовой полосой на старые фальцы не представляется возможным. Концы картин на рядовом покрытии надставки обрезают точно по линии следующей обрешетины. Если повредились карнизные свесы, то сначала нужно полностью демонтировать систему водостока. Это связано с тем, что в процессе ремонтных работ приходится выпрямлять погнутые участки по низу скатов, выравнивать линию свеса, а также места, где свес крепят на костыли. А сделать это без демонтажа кронштейнов и лотков не получится.

Технология ремонта металлической кровли зависит от степени повреждения. Если в рядовых полосах свищей или пробоин слишком много, то целые листы или картины необходимо заменить. Если они сконцентрированы лишь локально, то заменяют только поврежденный участок, захватив полную ширину полосы.

    Чтобы вырезать участок с дефектами, прежде нужно раскрыть гребни. Затем обе кромки заворачивают под лежачее фальцевое соединение по направлению стока воды. Удаляют поврежденную часть листа, и заменяют. Металлическую заплатку присоединяют сначала к краям рядовой полосы, после чего с гребнями. Под поперечное соединение используют элементы обрешетки. Место фиксации новых кляммеров совпадает со старым. Все соединения и гребни, раскрытые в процессе ремонтных работ, необходимо выправить, промазать мастиками и уплотнить. Ремонт примыканий сводится к полной или частичной замене фартуков, на которых замечены повреждения. В некоторых случаях может понадобиться замена части поврежденных реек из дерева на новые, предварительно обработанные антисептиком.

Устранение протечек при ремонте кровли из оцинкованного листа ↑

Главное «зло», которое грозит металлическим крышам, скорее всего, протечки. Вода, попавшая в жилую комнату, может причинить массу вреда: испортить внутреннюю отделку, способствовать образованию плесени и грибка. Протечку могут вызвать механические повреждения, а также сквозная коррозия, незаделанные техотверстия, скажем, под антенну или негерметичные фальцы.

Для точного определения протекающего участка нужны солнечный день и два работника (на чердаке и крыше).

Один из работников тщательно обследует кровлю со стороны чердачного помещения. Обнаружив подгнившие стропила, подтеки на металлических листах или ржавое пятно, он простукивает этот участок, а тот, кто находится наверху, очерчивает его мелом по внешней поверхности.Таким образом определяется размер участка, подлежащий восстановлению.

Проблемное место при ремонте прокрашивают, гидроизолируют или накладывают заплатки.

Разберем, как починить крышу дома с металлической кровлей, в каждом отдельно возможном случае.

Накладывание заплатки при ремонте металлической кровли ↑

Заплатки устанавливают непосредственно на поврежденные участки покрытия. Вариантов заплаток несколько, но какой бы из них не был выбран, прежде всего необходимо зачистить участок с повреждениями и вокруг него с помощью металлической щетки, сама же заплатка должна быть больше площади реставрируемого участка.

    Для заплатки часто используют оцинкованное железо. Ее крепят, например, на кровельные саморезы, соответствующий герметик или другое. Герметик, нанесенный по периметру заплаты, поможет повысить ее надежность.
  1. Заплатка из оцинковки должна быть по крайней мере на 100 мм больше, чем поврежденная площадь.
  2. На участок с повреждением, как и на заплатку наносят сплав свинца и цинка или кадмия). Затем заплатку припаивают к поверхности крыши при помощи мощного паяльника.
  3. Когда припой застынет, его излишки нужно удалить напильником.
  4. После завершения ремонта стальной кровли ее нужно покрыть краской.

Если кровля имеет сложный рельеф, или покрытие недостаточно надежное, то для заплатки подойдут эластичные материалы. Это может быть стеклоткань, битумно-полимерные гидроизолирующие материалы, например, рубероид либо обычная мешковина.

    Размер заплатки должен быть примерно на 200-250 мм больше, чем размер отверстия.
    Перед установкой заплаты на очищенную поверхность металла наносят нагретую битумную мастику. После того, как обмазка высохнет, на нее наклеивают мешковину нужного размера, которую до этого смазывают горячей мастикой. Для большей надежности можно уложить второй слой мешковины. После чего заплату окончательно обмазывают горячей мастикой.

Возможен и другой вариант.

Вместо битумной мастики можно использовать загущенную краску из сурика. После конопачивания отверстие сушат два-три дня. Для латания нужно приготовить специальную смесь из густотертого сурика для железа и натуральной олифы.

Заплату нужного размера из какой-нибудь плотной ткани продерживают в этой смеси около 10–15 минут, отжимают и размещают на месте, которое до этого промазали суриковой замазкой. Затем его хорошо приглаживают руками либо, используя жесткую кисть.

Использование герметиков ↑

Битумно-каучуковые и полиуретановые герметики имеют длительный срок службы. Их используют для герметизации негерметичных фальцев, стыков, примыканий. Герметики можно наносить как по периметру, так и поверх наложенных заплаток или же просто на стальные листы в качестве самостоятельного изоляционного слоя.

Использование наплавляемых материалов позволяет покрывать кровельные листы полностью, стыки и примыкания. Однако качественное исполнение герметизации требует определенного навыка работы с высокотемпературной газовой горелкой.

Ремонт оцинкованной кровли окрашиванием ↑

Металл очищают от ржавчины, затем поверхность загрунтовывают. Покраску выполняют в двойным слоем из эмали для металла. Защитный слой, порученный таким способом, достаточно коррозиоустойчив. Качественная покраска продлит срок эксплуатации металлической кровли лет на пять.

Отметим, что этот метод частично подходит также для борьбы с протечками. Проникшая в щели и небольшие трещины краска, после высыхания становится преградой на пути воды.

Ремонт капитальный ↑

Для этого типа ремонта кровли характерна полноценная замена покрытия. Ремонт выполняют в следующей последовательности:

    проводят демонтаж кровли. Для этого либо выкручивают саморезы, либо разгибают фальцы; производят дефектовку снятого материала. Это позволит в некоторых случаях повторно использовать хорошо сохранившиеся куски, которые предварительно очищают и обрезают места крепления.
    демонтируют кровельный пирог; инспектируют стропильную систему и в случае необходимости ремонтируют; деревянные элементы конструкции обрабатывают антипиренами и антисептиптиками; заново собирают кровельный пирог с учетом вентиляционных зазоров между слоями; укладывают новое кровельного покрытие и восстанавливают систему водостока: в завершение капитального ремонта монтируют необходимые аксессуары – ограждения, снегозадержатели и прочее.


Ремонт металлической кровли: особенности монтажа

Чтобы выполнить качественный ремонт металлической кровли необходимо иметь профессиональные навыки.

Сам ремонт проводится в несколько этапов:

  1. внешний осмотр крыши как снаружи, так и изнутри. Необходимо проверить все узлы сопряжения стропил в системе, так как в первую очередь в ней появляются деформации, которые вызваны усушкой или растрескиванием древесины, а также ослаблением крепления;
  1. когда древесина начала подгнивать, ее следует стесать. А в более серьезных случаях, когда уменьшилось сечение стоек, стропильных ног и некоторых других элементов кровли, то тогда их нужно усилить или заменить;
  1. если все элементы несущих конструкций выполнены из дерева, то после ремонта или замены их следует тщательно пропитать антисептиком. Но перед проведением работ все элементы необходимо установить в том положении, как предусмотрено в проекте, для того, чтобы обеспечить ровную поверхность;
  1. необходимо провести исправление в карнизном покрытии всех мест, которые лопнули, а также выровнять линии свеса и места крепления;
  1. небольшие пробоины необходимо очистить от грязи, краски, ржавчины, а потом поставить заплатки из стали или заделать универсальным герметиком, а стыки и фальцы, где произошла протечка, следует заделать двухкомпонентным гермабутилом;
  1. заплаты после наложения на кровлю необходимо покрасить. В случае если кровля вся окрашена качественно, то заплаты следует только подкрасить, чтобы они не выделялись на крыше. Кроме этого ремонт кровли проводится от низа ската по направлению вверх.

Как проводят ремонт кровли

Ремонт кровли металлической должны выполнять только квалифицированные специалисты, так как необходимо учитывать кровельную конструкцию, угол уклона, места установки водостоков и много других важных факторов.

В случае, если нарушена технология ремонта, то тогда протечек и последующего ремонта не избежать.

Для ремонта используются разнообразные материалы:

  • цветные металлы;
  • листовая или рулонная сталь;
  • металлочерепица.

Ремонт кровли из оцинкованной стали состоит из устранения протечек и механических повреждений. Эти кровли бывают двух типов: кровля из профнастила и фальцевая кровля.

Когда монтаж кровли проводился одинарным фальцем, то довольно часто возникает протечка из-за механических повреждений.

Ремонт стальной кровли заключается в выявлении и устранении дефектов. Если заплата установлена не профессионально, то это часто приводит к полной замене кровли.

Металлическая кровля

Кровлю из металла считают самой легкой по весу. Эксплуатация такой кровли обходится очень дорого, но ее выгодно использовать при строительстве частных домов.

Устройство листовой металлической кровли

Железом покрывают кровли всех видов и уровней сложности, а основные расходы касаются только периодической окраски.

Устройство металлической кровли состоит из брусков обрешетки с сечением 5х5 см, вдоль конька, а на спуски карнизов укладываются доски. Доски следует укладывать шагом не менее 25 см, так как обрешетка при этом типе кровельного покрытия не должна быть сплошной.

Если не соблюдать это правило, то не будет хорошо проветриваться внутренняя сторона, что в скором времени приведет коррозии и сокращении срока эксплуатации.

Совет!Материал для монтажа подготавливают внизу, а потом поднимают наверх крыши. Листы кровельной стали раскраиваются на земле, а также следует загнуть фальцы, углы и подготовить картины. Затем картины сплачиваются друг с другом в полоски только короткими сторонами – по 2 или 3 штуки, когда скат большой длины.

Настил кровли производят следующим образом: картины соединяют в полоски при помощи лежащих фальцев.

Когда кровля имеет угол наклона крыши 16 градусов, то используют одинарные фальцы, а если меньше – то двойные. Фальцы должны располагаться поперек ската крыши — они должны быть параллельно коньку, чтобы не препятствовать стоку воды с крыши.

Стоячими фальцами сплачиваются между собой полоски, которые могут располагаться поперек ската крыши, они также не будут мешать стоку воду с крыши.

На кровле листы железа закрепляются с помощью кляммеров, которые изготовляют из кровельной стали. Кляммеры устанавливаются рядовыми полосами, и на один лист достаточно двух креплений.

Монтаж кровли

Для закрепления листов материала плоский нижний конец прибивают гвоздем к обрешетке, а тот, что свернут вдвое – заводят между листами и заделывают в гребень стоящего фальца.

Кровельные работы, с применением оцинкованной стали проводят в следующем порядке:

  • покрывают карнизные отвесы и проводят монтаж настенных желобов;
  • укладывают кровельное покрытие;
  • устанавливают водосточные трубы.

По карнизной доске сначала набивают «костыли», а полосами из листовой стали застилают карнизный свес. Потом прибиваются к обрешетке гвоздями верхние края полос.

Далее укладываются с уклоном к водосборному лотку настенные желоба и закрепляются при помощи крюков картины желобов.

Далее проводят монтаж кровельного материала. Раскладывают полосы из картин рядами – покрывают ими плоскость ската, а в процессе набиваются кляммеры. Затем, как будут выложены 5 картин, они сплачиваются стоячими фальцами между собой.

По коньку крыши загибается стоячий большой фальц в том случае, когда плоскости скатов будут закрыты кровельным покрытием полностью. Для этого делают отгибы с торцов верхних картин: с одной стороны –3 см, а с другой 6 см.

Эта работа очень сложная, и небольшая ошибка при расчете и раскрое картин часто приводит к перекосу рядов. В устройстве металлической кровли в последнюю очередь устанавливают водосточные трубы и другие кровельные элементы.

Монтаж кровли

Монтаж металлической кровли является самым важным и необходимым этапом в строительстве зданий.

Чтобы кровля была надежной и служила долго, следует соблюдать основные правила:

  • Разработать проект для кровли
  • Точно замерять площадь
  • Выбрать качественные материалы
  • Провести правильные кровельные работы.

Сегодня разнообразие кровельных покрытий просто поражает.

Самыми популярными являются такие кровельные материалы:

Появление металлочерепицы немного отодвинуло фальцевую кровлю: технология которой считается самой надежной на сегодняшний день. Это покрытие характерно тем, что все элементы соединяются с помощью фальцев.

При изготовлении листов используются традиционные материалы: медь и оцинкованная сталь с полимерным покрытием.

Для крепления используют кляймеры. Кроме того, листы могут иметь разное соединение: одинарное, двойное, лежачее, стоячее.

Вашему вниманию!Монтаж металлической кровли проводят ручным способом, с помощью специального инструмента или современной zip-машинкой. При устройстве кровли выполняют следующие работы:

  • демонтаж старого покрытия;
  • обработка несущей конструкции;
  • монтаж кровельного материала;
  • ремонт водостоков;
  • восстанавливают термоизоляцию.

Такое кровельное покрытие прослужит очень долго и сохранит при этом свой внешний вид.

Оцинкованная кровельная сталь

С обеих сторон материал покрыт слоем цинка, который защищает его от коррозии.

Толщина стали — 0,5-0,6 мм. Кровельный профиль MTH-20 K.

Для кровельных покрытий используют холоднокатаную горячеоцинкованную сталь.

Толщина кровельной стали составляет 250-320 г/м². Очень часто для кровельных покрытий применяют сталь толщиной 0,5 мм.

На рынке России можно найти металлочерепицу из стали 0,4 мм, и в процессе монтажа с ней нужно очень бережно обращаться. Для элементов кровли применяют сталь толщиной 0,6 мм.

Этот материал традиционно был и остается в России самым распространенным для кровли. Оцинкованная сталь позволяет устраивать кровли любой сложности.

Кроме этого листы материала используют для устройства разжелобков, карнизных свесов, ендов, коньков, водостоков и настенных желобов.

19.3. Устройство кровель из металлических листов

Кровли из металлических листов отличаются высокой атмосфероустойчивостью, легкостью конструкции, несгораемостью и дают возможность разнообразить архитектурные решения крыш. Среди материалов, используемых для металлических кровель, – сталь, медь, алюминий. Имеются плоские и профильные (например, в виде черепичной кровли) листы. Для их соединения применяют разнообразные технические средства.

Кровли из кровельной стали (рис.19.2) – это тип покрытия, достаточно сложный в изготовлении, требующий пос­тоянного ухода в процессе эксплуатации. Кровельную сталь широко применяют для карнизных и фронтонных свесов, разжелобков, примыканий к выступающим над крышей вертикальным поверхностям, архитектурных элементов фасадов зданий и др. С этой целью используют оцинкованную и реже черную кровельную листовую сталь толщиной не менее 0,4 мм. Кровля из оцинкованной стали служит 25-30 лет. Минимальный уклон кровель из листовой стали или меди должен быть не менее 30%.

При устройстве кровельного покрытия из стальных листов основание выполняют в виде обрешетки из деревянных брусьев размерами 50х50 мм с шагом не более 200 мм. и досок шириной 120-140 и толщиной 50 мм, укладываемых через каждые четыре бруска с шагом 1390 мм (в местах укладки лежачих фальцев стыкуемых картин). При этом разжелобки, ендовы и карнизные свесы покрывают сплошным дощатым настилом.

Рис. 19.2. Устройство кровли из стальных листов:

а – свес ската; б – горизонтальные, вертикальные, одинарные и двойные фальцы; 1- покрытие свеса; 2 – желоб; 3 – лоток;

4 – воронка; 5 – костыли через 700 мм; 6 – крюки через 700 мм;

7 – картина настенного желоба; 8 – вертикальный (стоячий) фальц;

9 – кровля; 10 – стропила; 11 – обрешетка; 12 – дощатый настил;

При устройстве металлической кровли в состав кровельных работ входят заготовка листов или «картин» (резка, загибание фланцев и т.д.), настилка их по обрешетке с прикреплением к ней и соединением фальцев.

Стальные листы соединяют между собой фальцами, которые по форме делятся на стоячие и лежачие, а по плотности – на одинарные и двойные. Лист кровельной стали, кромки которого подготовлены для фальцевого соединения, называют картиной. Соединение картин, располагаемых вдоль стока воды, осуществляют лежачими фальцами, а на ребрах, скатах и коньках – стоячими. При уклонах менее кровли 60 % лежачие фальцы в кровлях из листовой стали и меди выполняют двойными и заделывают герметиком. Величину отгиба картин для устройства лежачих фальцев принимают 15 мм, стоячих фальцев – 20 мм для одной и 35 мм для другой, смежной с ней картины.

Картины и другие детали кровли изготавливают в специализированных мастерских, собирают в отправочные элементы и доставляют на объект комплектно с учетом последовательности их укладки. К обрешетке картины крепят кляммерами – полосками кровельной стали, один конец которых заводят в фальц, а другой прибивают к брускам обрешетки. На свесах элементы кровли прикрепляют к Т-образным костылям, прибиваемым к дощатому настилу с шагом не более 70 см и с вылетом за край дощатого настила на 12 см. Укладку картин на костыли производят от осей воронок к водоразделу, соединяя стык по водоразделу двойным лежачим фальцем.

Устройство кровли из металлических листов начинают с картин карнизных свесов. Затем устанавливают настенные желоба и покрывают разжелобки. После этого приступают к выполнению рядового покрытия. Водосточные трубы навешивают на стены зданий, используя передвижные леса или механические вышки после окончания работ по устройству кровли. К стенам их крепят с помощью штырей и хомутов так, чтобы зазор между стеной и трубой был не менее 120 мм.

Последнее время активно внедряется рулонная технология устройства кровель из листовой стали. Она заключается в изготовлении металлических кровельных картин на всю длину ската с подготовленными под соединение краями на специальной заготовительной машине. Герметичность двойного фальца там, где это нужно, обеспечивается использованием уплотнителя, находящегося внутри фальца.

Помимо высокой производительности труда (она примерно в 6 раз выше, чем при ручной сборке кровли) рулонная технология обеспечивает привлекательный внешний вид кровли, низкий уровень шума при производстве работ, герметичность фальцев. Цинковое и полимерное покрытия при этом меньше повреждаются, так как требуется меньше усилий и меньшее количество повторяющихся ударов.

Кровли из металлического профилированного настила.

Уклоны для кровель из металлического профилированного настила должны быть не менее 5%. Основаниями под кровлю из металлического профилированного листа являются металлические или деревянные прогоны, шаг которых зависит от типа кровли.

Величина нахлестки профилированного настила в продольном направлении (вдоль ската) должна быть не менее 200 мм, в поперечном направлении – не менее половины волны профиля. При уклоне кровли менее 8 % выполняют нахлест шире с использованием уплотнительной ленты. Нахлестка листов всегда должна выполняться на прогоне.

Для крепления листов профилированного настила между собой применяют самонарезающие винты или заклепки. Крепление к прогонам выполняют самонарезающими винтами с неопреновой прокладкой толщиной 1 мм.

Кровли из металлочерепицы, волнистых и профилированных металлических листов. Уклоны для кровель из металлочерепицы, волнистых и профилированных металлических кровельных листов должны быть не менее 5%.

Основанием под кровлю из волнистых и профилированных листов, металлочерепицы являются обрешетка из досок обрезных сечением 30×100 мм, шаг которых (от 300 до 400 мм) зависит от типа кровли. При этом первая доска по краю карниза выполняется толще остальных на 10-15 мм с уменьшением расстояние между первой и второй доской на 50 мм.

Величина нахлестки металлочерепицы с поперечными элементами штамповки, волнистых профилированных листов должна быть в продольном направлении (вдоль ската) не менее 100 мм. При уклоне кровли менее 8 % следует выполнять нахлест шире с использованием уплотнительной ленты.

Раскладка листов по поверхности кровли зависит от формы крыши и ее размеров. Рекомендуется изготавливать все элементы кровли установленных размеров по предварительному заказу в заводских условиях. При необходимости дополнительной обработки листов на строительной площадке следует применять электроножницы для металла, ручные ножницы для металла, ножовку для металла. Под углом кровельный лист металлочерепицы следует обрезать дисковой электропилой с твердосплавными зубьями. Запрещается применять абразивный режущий инструмент.

Монтаж кровельных листов начинают с торца двухскатной крыши или от самой высокой точки ската шатровой крыши. При монтаже водосточная канавка перекрывается боковой нахлесткой соседнего листа. Нижний край кровельного листа должен выступать за край карнизной доски на 40 мм. Вначале укладывают первые три-четыре листа и закрепляют каждый из них на коньке одним шурупом. Затем выравнивают листы по карнизу, проверяют их стыковку по длине между собой и скрепляют нахлест одним шурупом. Только после проверки правильного положения листов по скату и на свесе, правильной нахлестки смежных листов приступают к полному их прикреплению к обрешетке.

Крепление металлочерепицы к обрешетке выполняют самонарезающими шурупами размерами не менее 4,8х28 мм с головкой под цвет кровли и с неопреновой уплотняющей прокладкой. Для ввинчивания шурупов применяют электродрель с контролируемой величиной крутящего момента. Схема размещения шурупов крепления листов металлочерепицы зависит от ее вида и в среднем составляет восемь шурупов на 1 м 2 кровли. Для крепления волнистых и профилированных листов допускается применять кровельные гвозди с прокладками из плотных упругих материалов.

Строительство домов

Сегодня существует большое количество самых разных строительных материалов для кровли, но, безусловно, самым распространенным уже долгие годы остается металл. Этот факт легко объясняется долговечностью, надежностью, прочностью металлических кровельных покрытий, наряду с их привлекательным внешним видом. В статье будет подробно рассказано об устройстве кровли из оцинкованной стали, а также о способах ее ремонта и примерной стоимости.

Содержание:

Выполняются металлические кровли, как правило, из стали, меди и алюминия. Но ввиду высокой стоимости последних двух, бесспорным лидером можно назвать кровельное покрытие из оцинкованной стали, которое бывает в виде профнастила, листового или рулонного материала.

Кроме покрытия самих крыш, кровельная сталь применяется для устройства карнизных свесов, желобов, водосточной системы, разжелобков и других элементов.

Кровельная сталь: виды, характеристики, ГОСТ

Кроме того, что этот материал имеет относительно низкую стоимость, он легкий, за счет чего его весьма удобно применять для устройства крыши даже сложной геометрической формы. Кстати, то, что кровельная сталь должна иметь такой небольшой вес, отмечено ГОСТом, в котором также имеется требование о необходимости покрытия материала с обеих сторон слоем цинка. Цинк в данном случае служит защитой стали от коррозии, ведь непокрытая сталь сама по себе имеет небольшой срок службы.

По этой причине неоцинкованный металл сегодня практически не применяется в качестве кровельного материала.

Чтобы получить материал, соответствующий всем требованиям ГОСТ (ГОСТ 8075-56), холоднокатаную рулонную сталь очищают, после чего отжигают и помещают в цинковый расплав, получая в результате горячеоцинкованный холоднокатный кровельный металл.

Как правило, листы для кровли выпускаются шириной 50-75 см, длиной 2 м, толщиной 0.45-0.5 мм.

Что касается профнастила, то он представляет собой профилированные листы, также изготовленные из оцинкованной стали. Он используется не только при кровельных работах, но и в качестве отделочного материала (для облицовки стен) или при строительстве заборов. Его листы имеют максимальную длину в 12м, толщину 0.4-1.2 мм. Главным критерием качества является соответствие требованиям ГОСТ 24045-94. Основное его достоинство заключается в том, что он имеет широкий выбор по цветовой гамме.

Классификация кровельной стали

Кровельная сталь бывает углеродистой и легированной. Углеродистую получают сплавлением железа и углерода. Легированные имеют в своем составе один или даже несколько специальных элементов, обеспечивающих стали улучшенные физико-механические свойства. Причем в зависимости от входящих в состав добавок они бывают низколегированными, среднелегированными и высоколегированными.

Чаще всего для кровли используется углеродистая сталь и низколегированная сталь (которая имеет в своем составе не более 2.5 % специальных легирующих веществ), а среднелегированная и высоколегированная используется для этого достаточно редко, поскольку предназначены для конструкций, которые требуют повышенной коррозийной стойкости.

В зависимости от назначения кровельной стали (в каких условиях будет находиться кровля), ее принято делить на:

  • Обыкновенную;
  • Качественную;
  • Высококачественную;
  • Особовысококачественную.

Различие между ними заключается в содержании вредных примесей, таких как фосфор, сера, неметаллические частицы, наличие которых ухудшает характеристики материала.

Кроме того, кровельная сталь, в зависимости от толщины листа, различается на:

  • Тонколистовую (толщина до 0.39 мм);
  • Толстолистовую (толщина больше 0.40 мм).

Но стоит отметить, что по требованиям ГОСТ, она должна быть не тоньше 0.45 мм, именно поэтому значительно чаще используется толстолистовая сталь.

Устройство кровли из листовой стали

  • стропильная нога;
  • кобылка под свес;
  • мауэрлат под стропила;
  • пробка под мауэрлат;
  • проволочная скрутка под мауэрлат;
  • костыль под скрутку;
  • обшивка стропил;
  • кровля из стального листа.

Преимущества и недостатки кровельной оцинкованной стали

Оцинкованная сталь не оказывает пагубного влияния на здоровье людей и окружающую среду. Кроме того, благодаря высоким отражающим свойствам цинка, материал предотвращает перегрев крыши в летнюю солнечную погоду. Также за счет цинка срок эксплуатации кровли составляет 20-30 лет и больше.

Легированная сталь включает в свой состав полимер пластизол, который делает покрытие к тому же пластичным и с повышенной механической прочностью.

Есть у кровельной оцинкованной стали и свои недостатки, одним из которых является низкая шумоизоляция – внутри дома может быть слышен шум дождя и града.

Когда цинковое покрытие не очень качественное, на поверхности крыши могут появиться матовые разводы серого цвета, которые говорят о начале коррозии металла, а это признак того, что кровле может понадобиться ремонт.

Ремонт отдельных поврежденных листов

Если необходимо избавиться от незначительных следов коррозии, то появившиеся пятна ржавчины следует удалить мягкой стальной щеткой. После чего поверхность очищается от пыли, грязи, старой краски, моется, обезжиривается, просушивается и закрашивается масляной краской. Стоит учитывать, что для этой цели подойдет не любой красящий состав, к примеру, алкидная краска при взаимодействии с цинком потеряет свои сцепляющие свойства из-за реакции окисления, и срок службы такого покрытия сократится до одного года, а то и меньше. Требуется использовать специальную краску, обладающую большой эластичностью и хорошей адгезией. Лучше всего для этого подойдет акриловая грунт-эмаль, имеющая длительный срок службы. Единственное, стоимость такой краски выше стоимости обычных масляных красок.

Но в любом случае такая мера обойдется дешевле замены кровли, да и выглядит окрашенная крыша наряднее, чем просто оцинкованная. Наносится краска валиком, кистью или пульверизатором.

Если необходимо устранить появившиеся трещины между листами, то их можно запаять. Сначала места соединений прочищаются от ржавчины наждачной бумагой, а затем соединяемые листы плотно подгоняются друг к другу. Следующий шаг – обработка поверхности хлористым цинком. Чтобы спаять поверхности потребуется паяльник, который предварительно натирается нашатырем и нагревается. После этого наносится припой на концы листов. Когда как все остынет, лишний припой удаляется.

Хлористый цинк в этом случае не стоит готовить самостоятельно, поскольку неправильное смешивание компонентов может привести к взрыву. Такую работу нужно оставить профессионалам, которые выполнят все по ГОСТу.

Но пайка на крыше является весьма непростой процедурой, поэтому на сегодняшний день ее все чаще заменяют проклейкой различными современными герметиками и клеями. Использовать можно эпоксидные автомобильные замазки и шпатлевки. Есть и герметики в тубах, предназначенные именно для ремонта кровли. Удобно в этом случае то, что при покупке такого герметика, в строительном магазине должны рассказать подробно о способе его применения.

Для ремонта отдельных прохудившихся листов можно использовать заплаты, в качестве которых используется мешковина, либо другая плотная ткань.

Мешковину нарезают на квадраты или прямоугольники нужного размера, после чего кладут на 1-2 часа в густо разведенную краску, чтобы материал пропитался. Затем, подготовленную заплату укладывают на поврежденное место и тщательно приглаживают. Особое внимание нужно уделить краям. Когда заплата хорошо просохнет, по возможности следует окрасить всю поверхность кровли, включая заплаты. Для лучшего эффекта окраску нужно произвести в 2-3 тонких слоя.

Также для ремонта отдельных мест можно использовать листы, по размеру немного превышающие площадь изношенной площади, так сказать, с припуском. Этот припуск нужен для соединения. Поврежденное место необходимо раскрыть и уложить на него лист заплаты. Для соединения заплаты со старым листом используются стоячие и лежачие фальцеты, на особенно пологих скатах лучше всего выполнять соединение посредством пайки швов.

Прежде чем устанавливать заплату, ее необходимо проолифить, а по окончании ее установки – закрасить атмосферостойким красочным составом. Также этим красочным составом нужно закрасить места всех соединений, чтобы обеспечить защиту от коррозии.

В качестве заплат используется и рулонная оцинкованная сталь. В этом случае после того, как поверхность крыши очищена от ржавчины и мусора, рулонный материал настилается вдоль и поперек фальцетов кровли. Закрепляются такие заплаты, как правило, нанесением горячего битума. Металлические заплаты можно крепить и теми же герметиками и клеями.

Такие виды ремонта рационально производить, если повреждения занимают меньше 40 % площади, в противном случае будет целесообразнее поменять все покрытие. Поскольку при таких обширных повреждениях ремонт заплатами потребует намного больше трудозатрат и времени, чем устройство новой кровли из оцинкованной стали.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт будет включать в себя следующие обязательные операции:

  • полное снятие старого покрытия;
  • полная замена или ремонт несущих конструкций;
  • антисептическая и огнезащитная пропитка несущих конструкций;
  • устройство пароизоляции;
  • монтаж новой кровли;
  • ее окраска;
  • устройство водостока;
  • устройство ограждений по всему периметру крыши.

Монтаж новой кровли из оцинкованной стали можно выполнить двумя способами – фальцевым (листовым и рулонным) и с помощью профнастила. Фальцевый способ заключается в традиционной технологии, когда отдельные листы соединяются стыковым швом, который называется фальцем. Он бывает лежачим (идет по длине ската), и стоячим (идет по высоте ската).

По желанию этот шов может выполняться двойным, для усиления прочности соединения. В таком случае стальные листы крепятся к обрешетке не на гвозди, а с помощью кляммеров (полосок кровельной стали), причем один конец кляммера должен быть прикрепленный гвоздями к обрешетке, а другой – загнутый за фальц.

Чтобы не пришлось делать ремонт повторно, во время монтажа следует избегать механических повреждений стальных листов. Для этого лучше пользоваться во время работы специальными кровельными саморезами, имеющими под шляпкой эластичную прокладку, выполненную из силикона.

Более современной является фальцевая рулонная технология. Заключается она в устройстве кровли не из листов, а из рулонного материала. Такой способ предполагает значительно меньшее количество поперечных швов, а в некоторых случаях они отсутствуют совсем. Для российского климата подобная технология наиболее подходящая.

Во время капитального ремонта не стоит пренебрегать качеством обрешетки, поскольку от ее состояния в значительной степени зависит долговечность фальцевой кровли, ведь если листы будут прогибаться, то это ослабит плотность стыков, как результат – протечки и разрушение покрытия.

Для монтажа профнастила возникает необходимость в дополнительных элементах (коньков, ендов и т.д.), поскольку во время устройства может появиться небольшой дефект данного материала, а дополнительные элементы помогут это скрыть. Чаще всего монтаж такого вида кровли из оцинкованной стали производится профессионалами.

Советы по уходу за оцинкованной стальной кровлей

Чтобы отдалить необходимость ремонта важно не только выбрать качественный материал и качественно его установить, но и правильно эксплуатировать, соблюдая ряд требований по уходу.

Во-первых, сразу после установки кровельную оцинкованную сталь следует покрасить, это продлит срок ее службы. Для продления срока службы также можно покрыть ее антикоррозийной грунтовкой, которая будет служить защитой от естественного разрушения.

Кроме того, требуется периодически убирать с поверхности кровли осевшую пыли и грязь. Делать это лучше всего мягким веником.

Примерно через 10 лет после устройства новой крыши, ее поверхность нужно снова полностью окрасить, а в последующем эту операцию придется повторять через 2-3 года.

Очевидно, что устранить незначительные дефекты проще, чем большие. Поэтому кровлю следует периодически внимательно просматривать, с целью выявления повреждений и их устранения, дабы они не привели к обширным дефектам.

Стоимость кровли из оцинкованной стали

Чтобы рассчитать окончательную стоимость готовой кровли, вначале надо посчитать общую площадь крыши, длину конька, общую длину ендов, фронтонов и карнизов.

Полученные размеры умножаются на цену кровельного материала с доставкой. Также во внимание следует принять стоимость сопутствующих материалов, таких как пароизоляционная пленка, крепежи, утеплитель, пиломатериалы и т.д. Если работы будут выполняться не самостоятельно, то добавляется еще сумма на оплату монтажных работ.

Ниже показана примерная стоимость материалов, и работа на кровлю из оцинкованной стали.

Установка кровли из стальных листов

Преимуществами кровли, сделанной из стальных оцинкованных листов, являются легкость, возможность покрыть крышу любой, даже достаточно сложной конфигурации, высокая степень сопротивляемости механическим воздействиям, долговечность. Срок службы такой кровли без капитального ремонта — 18-25 лет. К недостаткам кровли можно отнести малую огнестойкость и высокую стоимость ее эксплуатации, вызванную, главным образом, необходимостью ее периодической окраски. Так, первый раз после установки кровлю из оцинкованной стали необходимо покрасить через 8-10 лет, а последующие покраски проводить каждые 2-3 года. Кровлю из черной стали красят каждые 2-3 года.

Уклон кровли составляет 18-30 градусов.

Обрешетка под стальную кровлю делается из брусков сечением 50 Х 50 мм, ширина шага которых не превышает 200 мм.

Вместо обрешетки из брусков можно сделать сплошной настил из досок, по которому сверху укладывается теплоизоляционный слой из толя или рубероида, а затем стальное покрытие. Такая конструкция кровли значительно увеличивает срок ее службы и утепляет чердак. Это особенно важно в том случае, когда чердачное помещение используется в качестве мансарды или здание находится в холодном климатическом поясе. Но установка кровли из стальных листов, тем не менее, сложная и трудоемкая.

Бруски или доски обрешетки начинают прибивать от карниза к коньку. Через каждые четыре бруска прибивают доску, на которой будут находиться стыки заготовленных листов (картин). Кроме того, сплошной настил из досок обязательно делается над карнизами и свесами крыши, под разжелобками и ендовами. Ширина такого настила должна быть не меньше 600-700 мм.

Грунтование кровельной листовой стали

Одним из недостатков стальной кровли является ее быстрая коррозия при неблагоприятных экологических и атмосферных условиях. Для того чтобы кровля прослужила дольше, листовой материал необходимо загрунтовать.

Грунтование — несложная операция, которая заключается в том, что стальные листы, предварительно очищенные от пыли, покрываются с обеих сторон натуральной олифой. Олифа наносится ровным слоем на всю поверхность листа, а чтобы избежать пропусков, в бесцветную и прозрачную олифу надо добавить небольшое количество тертого сурика в соотношении 10 : 1.

На стол устанавливается металлический противень, в который наливается олифа, смешанная с суриком. Туда же на ребро ставится стальной лист, и кровельщик, поддерживая его одной рукой, другой рукой при помощи смоченной в олифе ветоши протирает сначала одну сторону, а потом другую. Выполнять эту операцию рекомендуется с некоторым давлением.

По ее окончании необходимо убедиться, что на листе нет пропусков и затеков олифы, и только после этого приступать к другому листу.

Загрунтованные стальные листы перед использованием должны быть хорошо просушены.

Изготовление «картин»

Следующим видом подготовительных работ являются изготовление картин — сборных деталей рядового покрытия — и заготовка листов для карнизных свесов, настенных желобов, ендов и т. д. Картина, как правило, состоит из 1-2 листов, края которых подготовлены для фальцевых соединений.
Удобнее всего работы по изготовлению картин вести на верстаке длиной 2 м и шириной 1 м с левым краем, выполненным в виде уголка.

По внешнему виду фальцевые соединения делятся на лежачие и стоячие, а по степени уплотнения — на одинарные и двойные.

Для выполнения одинарного лежачего фальца стальной лист кладут на верстак и при помощи чертилки намечают линию отгиба фальцевой кромки. Затем риску совмещают с ребром уголка и на углах листа при помощи киянки делают два маячных отгиба (рис “А”). После чего по риске отгибают всю кромку (рис “Б”), переворачивают лист (рис “В”), и отогнутую кромку сваливают на плоскость (рис “Г”). Такую же заготовку делают на втором листе. Первый и второй лист соединяют в замок и уплотняют киянкой (рис “Д”). Для усиления соединения фальц необходимо подсечь металлической планкой и молотком (рис “Е”).

Для соединения с использованием двойного лежачего фальца первые четыре операции выполняются так же, как для одинарного.

После чего образовавшуюся кромку отгибают вниз на 90 градусов (рис “А”), лист переворачивают (рис “Б”) и фальц сваливают на плоскость (рис “В”). Подготовленный точно так же второй лист соединяют с первым (рис “Г”), фальц уплотняют киянкой и подсекают его при помощи молотка и металлической планки. В картинах рядового покрытия короткие стороны листов соединяются одинарными лежачими фальцами, а длинные стороны — двойными стоячими. Двойными лежачими фальцами соединяются картины карнизных свесов, настенных желобов и покрытия разжелобков.

Порядок выполнения кровельных работ

Все кровельные работы выполняются в следующем порядке:

  1. покрытие карнизных свесов и установка настенных желобов;
  2. покрытие ендов, разжелобков и слуховых окон;
  3. устройство воротника вокруг дымовой трубы;
  4. рядовое покрытие;
  5. работа с кровельным железом.

Покрытие карнизных свесов и установка настенных желобов

Сначала на карнизном свесе производят разметку расположения костылей: через 500-600 мм и на расстоянии 130—160 мм от края карниза. После этого берется первая картина и укладывается на костыли так, чтобы одна ее сторона плотно вошла в зазор отворота, другая же сторона гвоздями прибивается к обрешетке. Слева от первой внахлестку укладывается вторая картина и так далее до образования первой горизонтальной ленты. По фронтонному свесу первый ряд картин кладут с напуском 25-30 мм за обрешетку, по карнизному свесу делают напуск 100 мм.
При выполнении этих работ отогнутые кромки картин по стоку воды зацепляют, натягивают картины и уплотняют фальцы при помощи молотка и стальной рейки. Настенные желоба устанавливаются поверх свеса. Образовавшиеся фальцевые швы смазывают суриковой замазкой и уплотняют, после чего желоба склепывают с верхом крючьев.

Устройство рядового покрытия

Заготовленные листы и картины поднимаются на крышу и раскладываются по обрешетке вдоль свеса крыши так, чтобы было удобно вести работы.

Листы крепятся к обрешетке при помощи кляммеров, которые отгибаются на 20-25 мм и гвоздем прибиваются к обрешетке с правой стороны картины и через 60-75 мм отгибаются по стоячему фальцу.
Кляммеры вырезаются из оцинкованной стали в виде полос шириной 30-40 мм и длиной 120-150 мм и скручиваются под углом 90 градусов.

  1. стоячий фальц
  2. лежачий фальц
  3. обрешетка
  4. полотно картины
  5. кляммеры

Картины кладут вертикальными полосками сверху вниз, т. е. от конька к свесу, соединяя их между собой лежачими фальцами.
А – правильно;
Б – НЕ правильно

Затем лежачие фальцы промазывают замазкой и сплющивают, подложив под них стальную пластину толщиной 5-6 мм, длиной 800-900 мм, шириной 55-60 мм. При сплющивании нужно следить за тем, чтобы фальцы шли только горизонтально. После того как будет сделан первый ряд картин, приступают ко второму ряду. Картины второго ряда кладут таким образом, чтобы край большого фальца первого ряда примыкал к маленькому фальцу второго ряда. Лежачие фальцы при этом смещают (по горизонтали) относительно друг друга примерно на 20 мм. Это делают для более удобного скрепления стоячих фальцев.

Стоячие фальцы скрепляют, затем, придавливая к обрешетке, большой фальц загибают по маленькому, в результате чего получается ребро высотой от 20 до 25 мм (загибать стоячие фальцы можно как после настила одной полосы, так и после настила всех полос при помощи двух молотков, начиная от конька к свесу). Загибая большой край по маленькому, нужно обращать внимание на то, чтобы ребра получались одной высоты и были тщательно уплотнены. С правой стороны устанавливают кляммеры, а после этого делают новую полосу картин.
После того как все картины будут уложены, на верхних листах делают стоячий фальц. Для этого обрезают лишнюю часть листа по коньку с одной стороны больше, а с другой меньше, затем большой фальц загибают по маленькому и хорошо уплотняют.

Работы с кровельным железом

Работы с кровельным железом не ограничиваются только выполнением стального покрытия, к ним также относятся: -прикрепление водоотливов к стенам и дымовым трубам; —работы на фронтонах и сплошных стенах; —изготовление ограждений, водосточных воронок, вентиляционных труб, свесов, желобов и водосточных труб.

Водоотлив у стены и у дымовой трубы делается не менее чем на 150 мм выше уровня кровли.

Листы, перекрывающие внутренний закругленный угол кровли, укладываются внахлестку не менее чем на 100 мм.

Приостановке вентиляционной трубы необходимо с максимальной точностью вырезать для нее отверстие в кровле, так как перекрыть большой зазор будет очень трудно.

В зависимости от конструкции кровли различают два вида желобов: висячий и лежачий.

Самым распространенным считается висячий желоб с водосливным листом (рис), изготавливаемый из стальных листов толщиной 4 мм и шириной 25 мм. Он крепится вдоль свеса кровли на скобах из полосовой оцинкованной стали, расположенных друг от друга на расстоянии 700-800 мм.

Как правило, висячий желоб имеет полукруглую форму, но бывают и коробчатые желоба с прямыми углами. Они используются в основном в качестве архитектурного дополнения и являются менее экономичными из-за того, что требуют более частого ремонта в связи с острыми углами загиба.

Лежачий желоб используется при отсутствии свеса, поэтому крепится непосредственно по краю кровли.

Для того чтобы не нарушать стилистическое единство деревянного дома, можно использовать коробчатые желоба из досок или желоба, выдолбленные из половины бревна, пропитанные предварительно антисептиком.

Диаметр водосточных труб зависит от количества поступающей в них воды. Так, диаметр водосточной трубы для кровли площадью 30 кв. м составляет 80 мм, для кровли площадью 50 кв. м – 90 мм, для кровли площадью 125 кв. м – 100 мм. Устанавливаются водосточные трубы на расстоянии не менее 30-35 мм от стены и крепятся к ней при помощи хомутов и замурованных штырей с ухватами. Для того чтобы штыри не ржавели, они должны быть оцинкованными или покрытыми каким-либо антикоррозийным составом.

Источники:
http://docs.cntd.ru/document/677016775
http://stylekrov.ru/remont-metallicheskoj-krovli-sovety.html
http://krovlyakryshi.ru/metallicheskie/remont-metallicheskoj-krovli-318
http://studfile.net/preview/6302425/page:86/
http://strport.ru/stroitelstvo-domov/remont-krovli-iz-otsinkovannoi-stali
http://best-stroy.ru/statya_ustanovka-krovli-iz-stalnykh-listov_122

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...